Цифровая маркировка: два месяца до старта

2021-04-06

Для чего нужна система «Честный Знак»? Что получат покупатели благодаря внедрению обязательной маркировки молочной продукции? На эти и другие вопросы ответила директор по качеству группы компаний «Лактика» Ульяна Медведева.

Вот уже два года как вся молочная продукция стала официально поднадзорной Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Все производители при выпуске готового продукта оформляют ветеринарный электронный сертификат в ФГИС «Меркурий», при этом сохраняется полная прослеживаемость истории производства с момента поступления сырья на предприятие до готового продукта.

Сейчас все производители молочной продукции готовятся к исполнению Постановления Правительства РФ №2099 от 15 декабря 2020г, закрепляющего правила маркировки молочной продукции.

Честный Знак — общероссийская система маркировки и отслеживания товародвижения, спроектированная государственной организацией, ответственной за разработку масштабных экономических проектов – ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий— российская частно-государственная компания).

Маркировка — нанесение уникальных идентификационных меток на каждую единицу товара с занесением информации в базу данных Честный Знак для отслеживания товарооборота, начиная от фермы до конечного потребителя.

Цель системы – сделать российский рынок максимально прозрачным, обеспечить качество и подлинность товаров для потребителя.

Помимо молочной продукции маркировке Честный знак подлежат лекарственные препараты, табак, товары легкой промышленности, обувь, шубы, духи, шины и покрышки, фотоаппараты и вспышки.

Сроки обязательной маркировки для молочной продукции

Обязательная маркировка будет внедряться поэтапно. В 2021 году первыми будут маркироваться сыры и мороженое - с 1 июня, с 1 сентября - молочная продукция сроком годности более 40 дней, с 1 декабря – молочная продукция сроком годности менее 40 дней.

Кроме того, становится обязательным фиксировать выбытие маркированной продукции через кассы торговых сетей. Реализация продукции после вышеуказанных дат без уникального кода является административным правонарушением.

Маркировка не потребуется для молочной продукции массой менее 30 г, а так же детского и специального питания.

Как будет происходить маркировка продукции?

Поясню на примере АО «Лактис». Предприятие приобретает в ЦРПТ и размещает индивидуальный, не повторяющийся символьный код на каждой потребительской упаковке. И не какую-то случайным образом сгенерированную последовательность символов, а особый Data Matrix код, правила нанесения которого определены ЦРПТ. На каждой производственной линии устанавливается оборудование для нанесения кода и система технического зрения для считывания кода и передачи информации в ЦРПТ, предварительно интегрированную с ФГИС «Меркурий» в части формирования электронного ветеринарного сертификата. Стоимость оборудования для одного производственного конвейера составляет от 3 до 5 млн. рублей с НДС. Без учета общего программного обеспечения.

Data Matrix код — это как паспорт товарной единицы. Он содержит информацию о производителе, сроке годности и производственный электронный ветеринарный сертификат.

Весь путь конкретной упаковки с продуктом от нас - производителей до продажи конечному потребителю фиксируется в программе на каждом звене логистической цепочки. Перед размещением продукции на полке розничной точки проверка кода обязательна. При сканировании поддельного товара в момент регистрации покупки на онлайн-кассе будет выявлен контрафакт.

Как отследить промаркированный товар?

Покупатель, не отходя от магазинной полки, может считать код приложением «Честный знак» (официальное программное обеспечение, требующееся для взаимодействия с системой Честный Знак, любой человек может установить на свой смартфон или планшет через магазин приложений), где моментально отразится информация об истории конкретной товарной единицы и сделать выбор в пользу проверенной и качественной продукции для себя и близких.

Через программу также каждый желающий сможет сообщить информацию о наличии каких-либо проблем с продукцией. В момент продажи продукции на кассе в розничной сети система Честный Знак получает данные о том, что товарная единица уже приобретена, и этот идентификационный код перестает отслеживаться.

Эксперимент по внедрению мы начали еще в июле 2020 года. Целью эксперимента было определение возможностей нашего производства. Существует несколько способов нанесения кодов на упаковку: стикерование непосредственно упаковки, нанесение кода в типографии, и печать принтером. Преимущество типографского способа - это получение упаковки с уже нанесенным и проверенным кодом маркировки. Оплата кодов происходит только после подачи отчета о вводе в оборот товарной единицы.

Как происходит подготовка к внедрению цифровой маркировки на АО «Лактис»?

На сегодняшний день мы отработали процесс серилизации - нанесение кодов на упаковку путем стикерования, процесс считывания (убрать запятую) и проведение работ в программе интегратора. Процесс агрегации, процесс объединения упаковок с продуктом в заводскую и транспортную упаковку с сохранением информации о взаимосвязи уникальных идентификаторов - обязательный этап в маркировке еще не отработан.

Всего на АО «Лактис» 19 линий, подлежащих оснащению средствами идентификации. Форма упаковки определяет способы нанесения кодов. При использовании кода типографским способом следует учитывать место расположения кода на макете дизайна, оно не должно попадать под спайку и располагаться близко к существующему штрих-коду, иначе будут возникать проблемы со считыванием на кассе. Код должен быть не меньше рекомендуемого размера и иметь контрастное поле не менее 2мм при расположении на яркой цветной поверхности. И на этом этапе могут возникать ограничения возможностей типографий, которые работают с упаковками. В целом, в эксперименте отмечены задержки в работе оборудования и увеличение времени на отладку и настраивание системы. При производстве затраченное время будет зависеть от количества кодов, количества партий на линии, артикулов.

Все операции по нанесению кодов требуют внимания и сосредоточенности сотрудников, любая ошибка может привести к необходимости переоформления всей партии и даже перезаказу партии кодов. Уже сейчас ведется набор дополнительного персонала с образованием, подходящим при работе на данных операциях. Возможно, возникнет необходимость в организации новых рабочих мест, связанных с вопросами взаимодействия с системами «Меркурий», «Честный знак» и внутренними коммуникациями. Для отработки всех вопросов остается совсем немного времени.

Мы проделали большую подготовительную работу для обеспечения поставок нашей продукции в торговые сети, чтоб в дни введения обязательной маркировки отработать без срывов и задержек.

Надеемся на готовность сетей и торговых точек, имеющих большие объемы реализации, на обеспечение процедуры приемки товара в условиях маркировки без временных потерь.

Обеспечение потребностей наших клиентов натуральной молочной продукцией, с соблюдением всех законодательных требований является приоритетной задачей!

По качеству продукции обращайтесь по телефону: 8 (8162) 62-71-69
© ГК “Лактика”, 2020